Возвращение темного рыцаря

Никогда не задумывались почему Бэтмен всегда молод? Что будет если он постареет? Этим же вопросом задался Фрэнк Миллер. И в 86 году DC выпустит серию из 4 выпусков «Возвращение темного рыцаря». Каждый выпуск — самостоятельная история, связанная с другими только общей идеей, стилем и последовательностью истории.

После 10 лет покоя, 56-летний Брюс Уэйн возвращается к борьбе с преступностью. И подталкивают его к этому не то разговор с Гордоном, не то нападение на Уэйна уличных преступников. А может пластическая операция Харви Дента? Кто знает?

Земля 31

В этой версии Готема старику Уэйну будет непросто. Он ничего тяжелее виски последние 10 лет не поднимал, хоть и выглядит здоровенным накаченным молодым мужиком, который пытается состариться с помощью накладных усов. Да еще и ноет о своем возрасте, правда, только до первых серьезных противников.

Действие происходит на Земле-31 в недалеком будущем, которое подозрительно похоже на 80-е прошлого века, когда комикс был написан: президент похож на Рейгана, Холодная война в самом разгаре, а уличные банды хорошо организованы и беспредельно жестоки. Причем Миллеру даже не пришлось особо ничего выдумывать. Нью-Йорк, прообраз Готема, в 80-е был весьма опасным местом.

О Земле написано не так много комиксов. Возвращение темного рыцаря является одним из двух основных. Второй — Бетмена: Год первый, вышедший в 1987 году. Сама арка Возвращения темного рыцаря в 2001 году получила свой сиквел — серию из 3 комиксов The Dark Knight Strikes Again. А также приквел — The Dark Knight Returns: The Last Crusade, вышедший в 2016 году.

4 выпуска

В первый выпуск, под название «Возвращение темного рыцаря», посвящен поимке Бетменом Харви Дента. Бывшего прокурора выпускают из Аркхэма после череды пластических операций и психотерапии. Врачи полны энтузиазма и называют Харви полностью здоровым и готовым вернуться в общество. Но, похоже, Двуликому стало только хуже.

Второй выпуск,«Триумф темного рыцаря», посвящен охоте Бетмена на главаря банды мутантов — самой большой и жестокой уличной банды Готема. В прямом столкновении Бэтмену достается. Да так, что его вытаскивает только девочка-ботаник случайно оказавшаяся на месте, которую ранее Бэтмен спас от нападения. Она была настолько впечатлена, что решила одеваться в костюм Робина и бороться с преступностью.

Без Джокера не останемся. Этот массовый убийца портит жизнь Готема в третьем выпуске, под названием «Охота на темного рыцаря». Отсидевшийся первые два выпуска в психушке, Джокер возвращается к жизни. Он пользуется честолюбием одного из докторов и попадает на телевизионное шоу, которое превращает в массовую бойню.

И самое вкусное Миллер припас напоследок: четвертый выпуск,«Падение темного рыцаря», посвящен противостоянию Бетмена и Супермена. Даже не так. Противостоянию Бетмена и правительства. Супермен — просто инструмент, просто пешка, которая умеет ходить как ферзь, прыгать как конь, резать взглядом авианосцы, но все-таки просто фигура в руках игрока.

Роль телевидения

Во всех четырех выпусках важную роль в повествовании занимает телевидение. Большая часть истории рассказывается не в привычном для комиксов виде, а через призму телевидения. Кадры с «говорящими головами» телеведущих порой занимают до половины страницы. По началу это мешает. Мне потребовалось примерно половина первого выпуска, чтобы привыкнуть к такой манере повествования.

В целом телевизионные экраны позволили Миллеру напрямую обсуждать методы Бетмена. Если подумать, то только ведущий телевизионного шоу может задавать гостям-экспертам прямые вопросы о законности и об этичности Бэтмена. Иначе, пришлось бы нагородить кучу ненужных и фальшивых сцен с объяснениями между Бетменом и Гордоном или Суперменом.

Повествование, рисунок, цвет

Комикс считается образцом повествования. История интересная с большим количеством сюжетных поворотов и неожиданных ходов, при этом она не ощущается перегруженной. Она сбалансирована.

Хотя есть претензии к Миллеру по качеству рисунков. Местами они выглядят недоработанными, порой вообще халтурными и выбивающимися из общего стиля.

Цвет от Линн Вайли кажется по современным меркам странным: легкие неяркие акварельные тона, очень мало насыщенных красок. Создается впечатление, некоторые кадры ей забыли дать или дали слишком поздно и они остались без цвета. Комикс в целом выглядит как-то старомодно.

Но если посмотреть на комиксы, выходившие до Возвращения темного рыцаря, то такое цветовое решение сразу становится оправданным. Темный рыцарь выглядит очень взросло, утонченно и дорого.

Стоит обратить внимание, в этом комиксе очень много текста. Огромные панели с текстом есть чуть ли не на каждой второй странице. Из-за этого комикс читается медленно.

Влияние на кино

Комикс оказал не малое влияние на кино, хотя полноценной экранизации не получил. Отсылки и использования некоторых идей и сюжетных линий можно найти и в бертоновском Бетмене 1989 года, в фильме Шумахера 1995 года, в нолановской трилогии.

В 2012 DC Entertainment выпустила анимационный фильм из двух частей Возращение темного рыцаря — по сути, экранизацию комикса.

О русском издании

И в заключение пара слов о русском издании. Книга выпущена изданием Азбука в 2016 году. Это добротное издание на 264 страницах в твердом переплете. Бумага мелованная плотная, качество печати без нареканий. С переводом все в порядке. Никаких явных проблем с ним я не заметил.

Как обычно в издание включены дополнительные материалы и примечания. Вот с последними есть забавная история: они ссылаются на конкретные номера страниц, но номеров на страницах комикса нет. Вот и получается, что примечания практически бесполезны.

Читать или нет?

Несмотря на все недостатки, Возвращение темного рыцаря — легендарный комикс. Он не только завершил восстановление репутации Бэтмена, изрядно подмоченной телевизионным шоу Адама Веста, но и был одним из первых (а может, и первым) комиксов о Бэтмене для взрослой аудитории.